Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе.Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Одна из основных потребностей человека - потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения. Как отмечал Зеньковский В. В.:"...современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя её. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных"парадоксов" современной школы: сосредотачивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие". Поэтому уделяется внимание и ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль отводится включению школьников в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по свим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва(благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное - корень, у ребенка - душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно - нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде. Учить надо "естественно": создать специальную "учебную среду", которая даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и возможности. В "учебной среде" и происходит обучение детей, полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям. Задача в современном обществе не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Функция учителя-содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. А при организации образовательного процесса учитывать общие принципы: гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников); приоритет групповой и индивидуальной форм работы; самоуправление; опора на существующий уровень развития ребенка и представление условий для его роста. Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции-стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого учащегося. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному обучению. Соревнование в процессе обучения между соучениками заменяется кооперацией, сотрудничеством. К ребенку нужно относиться как к личности, признавая права детей на собственное мнение, на самореализацию, учитываются их идивидуальные потребности и интересы. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять интенсифицировать развитие учащихся.Такое обучение способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности, развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л. С. -"зона актуального развития"(достигнутый уровень своего развития ребенком) и "зона ближайшего развития"(расстояние между уровнем его актуального развития и уровнем возможного развития). Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы: совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков; активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников, развитие критического мышления в процессе обучения; развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности; организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы; организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся; применение компьютерных технологий в учебном процессе; допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний; проведение развивающих учебных игр; организация тренинговых занятий:коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др. Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия-задача каждого педагога.
|